Проект «СПИДОМЕТР»
ПРОЕКТ "СПИДОМЕТР он же МОТАЛКА он же ТРЕЩЕТКА "
Как всегда началось все со случая … обратился ко мне как то товарищ с просьбой отремонтировать
его чудо мега девайс называемый на водительском сленге трещоткой , сие устройство было собрано на
РЭС 55 и электролитическом конденсаторе . Данное устройство являлось простейшим генератором
предназначенным для накрутки спидометра на Волге . РЭС 55 с нужным паспортом было найдено
был рабочим сей девайс но недолго ( примерно неделю, т.к. реле было постсоветским и контакты
залипли очень быстро). В общем, пришлось опять погрузится в поиски заветного артефакта типа РЭС
но УВЫ ,на сей раз безрезультатно.
А дело было вечером делать было ….. (есть С(ИЗ) чего, т.к. жена уже месяц пытается разорить
вернее выкинуть мои запасы всякого барахла в виде плат, датчиков, итд).
Итак начали…
Покопавшись на просторах всемирной паутины и не найдя ничего чтобы соответствовало моим вкусам,
вернее требованиям которые я предъявил к устройству было решено СВОЕ есть СВОЕ, но обо всем по порядку…

Требования;
- простота конструкции
- элементы имеющиеся в наличии
- защита от дурака ( переполюсовки )
- питание от прерываемой цепи
- диапазон частот 30-300 Гц
- скважность менее 1/2
- работоспособность 5-15В

Из имеющегося в наличии хлама была выбрана плата датчика оборотов от счетчика системы «ЦТ5000» ,собранный
на 561 логике с кучей рассыпухи на плате И ! похожим принципом работы (питание от сигнальной линии).
А На сей момент в голове уже была схема «образно» а во что она далее превратилась смотрите ниже.

Схема
Схема была рисована в S-PLAN е 6.0 краткое описание принципа на схеме ну повторю ;

Немного о схеме Диодный мост VDS1 является защитой от переполюсовки и может быть запросто исключен,
часть схемы VD1 C1 R1 VD2 C2 является накопительным стабилизатором питания для генератора реализованного
на элементах DD1.1 DD1.2 С3 R5 R6 и формирователя длительности импульса на элементах C4 R4 DD1.3 DD1.4.
Резистор R2 является ограничителем коллекторного тока для VT1. Стабилитрон может быть применен любой на
напряжение 5-12 В, Транзистор КТ815, КТ817 с Uk > 15В. Частота генератора при данных деталях на практике
оказалась в пределах 30-280 ГЦ что для спидометра Волги вполне достаточно, отклонение от рассчитанных по
формуле обусловлено влиянием цепи С4 R4.
Дальше (а вернее на следующий день и уже на работе) в Sprint Layout 4.0 RUS была разрисована плата под
имеющийся кусок гетенакса (не текстолита), распечатана на куске обратки от самоклейки, проутюжено
и протравлено (ЛУТ технология ЛУЧШЕЕ изобретение 21века !!!).

Плата
Плата с деталями
Да, кроме схемных, еще было заложено место под резистор и светодиод (потом они не вместились из за примененного
стабилитрона Д814Г).Навыпаивав деталюшек, акромя датчика пришлось распаять еще и цоколь от экономной лампы PHILIPS
(из нее извлеклись диоды) и взяв пару новых (разъемы, электролит, подстроечник) наваял нечто, ну вернее то,
что на фото ниже.
С уважением ksv13killer

Фото2 Фото1 Фото2 Фото2
На самом деле плата уже прошла настройку и проверку , прикреплена к кусочку пластика от кассетницы
(кстати привезенной давно (в80х) из Сингапура) и подготовлена к установке в найденый железный каркас.

Настройка прошла довольно быстро, через резистор в 300 Ом было подано напряжение от БП и осциллографом
просмотрены формы сигналов в различных точках, измерены (вернее посчитаны по осциллограммам ) частоты и длительность
сигналов. Результат: - правильно собранное устройство НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ СРАЗУ! Работоспособность сохраняется при
напряжении от 5 до 15 В (больше не подавал).
К готовому изделию были подключены крокодилы с проводами, все это дело подключено к Волге И под ПИВКО произведена
установка нужной скорости в 150 км/ч .
Мой друг остался доволен, я тоже, у деталей появилась 2я жизнь и как результат ЭТА статья …….
ЧАСТЬ «2я»
Интересно что не так давно у этой статьи появилось дополнение а именно ;
У-во описанное выше отказалось работать на точно такой же Волге из соседней организации, а дело оказалось
в различии внутренней схемы спидометров , на 2й Волге в схеме спидометра не оказалось резистора, идущего от + 12
на вход импульсов с датчика (как оказалось еще позже на многих машинах его НЕТ), что сделало НЕВОЗМОЖНОЙ работу по
2м проводам .
В общем, взяв в руки паяльник были сделаны следующие доработки ;
-Разорвана цепь R2 - +VDS1 методом отпайки длинной ноги от дорожки платы,
-в разрыв этой цепи вставлен R2_2 номиналом 1К5 и от места их соединения взят выход на клемник (свободный контакт)
который в данном случае стал выходом импульсов.

Печатная плата из за Моей отличительной особенности (лени) не переделывалась.
Схема с изменениями
Плата в sprint_layout
Схема в S-plan 6.0
Схема в графике
С Уважением UR6IGB или KSV13KILLER 2009
НА ГЛАВНУЮ
К СПИСКУ СТАТЕЙ

Hosted by uCoz